Alex A Brituk (neman44) wrote,
Alex A Brituk
neman44

Categories:

Бастионы Кракова: форт 5 Любич. Форт, которого нет

 Сегодня ездили на то место, где находился пятый форт линии обороны Твердз Кракова – Любич (Lubicz). Он охранял въезд в город польских королей с востока, уже у самой старой части города.




Что, не совсем похоже на форт? Ну да, от него остались только несколько стен казематов и немногочисленные фундаменты. А когда-то это была громадная махина, полный близнец форта Клепаж (Kleparz), трехлистник. Вот как он выглядел в конце 19-го века.



Форт Любич был построен австрияками в 1861-1866 годах, а позже модернизирован перед Первой мировой войной и представлял собой очень мощный бастион с пехотой и артиллерией. Взять такой форт можно было как минимум за 90 дней осады.
Он не принимал участия в Первой мировой, но был сильно пострадал в мирное время.
Дело в том, что многи форты, в том числе и Любич, использовались немцами во время Второй мировой войны в качестве тюрем. В них содержали как пленных советских солдат, так и поляков, оказывавших сопротивление. Здесь же их и расстреливали. Не знаю почему, но в советское время польские коммунистические власти тщательно скрывали масштабы этой трагедии. Я видел засыпанные погребения в форте Кшесвавице. Очень похоже, что здесь была похожая ситуация.
Форт разрушили советы в 1950-м году подчистую, под грунт, и построили на его месте транспортное кольцо – Рондо Могильское.
Рондо соединяет восточную часть Кракова с центром и служит развилкой на юг и на север. Очень удобное место для пересадки. С 2004 года и до сегодняшнего дня его реконстрируют – сделали двухуровневую развязку. То есть по верху по кольцу ездят автомобили, а по нижнему уровню – только трамваи.



Кстати, видимо, при постройке нижнего уровня поляки натолкнулись на остатки форта. Но они не стали их уничтожать, а музеефицировали. И теперь прямо посреди трамвайной развилки на 4 стороны находятся стены и фундаменты форта 5 Любич.  Вот как выглядит кольцо и остатки форта (красные стрелочки) с высоты птичьего полета.



Немного приподнимаются над тротуаром, туда можно подняться по ступенькам.



Вот эта дорога – бывший полуподвальный коридор форта



А справа и слева – помещения казематов, комнат и всяких подсобных помещений. Они как бы срезаны по плоскости бывшей поверхности земли огромным ножом. Когда их нашли, то все кирпичные и бетонные конструкции заботливо прикрыли деревянными навесами.



Здесь полно артефактов той эпохи



Ну и лежбище бомжей, как положено, куда без них в центре Кракова



Очень удачно продумана архитектура – эскалатор, современный лифт для инвалидов при переходе с трамвайного на автобусный уровень, отель «Шопен» и фундамент древнего форта сочетаются здесь идеально.




Вот такой форт Любич, которого уже нет, но о нем помнят, и его остатки очень гармонично вписались в одну из самых красивых и загруженных транспортных артерий современного Кракова.



Более ранние мои посты о бастионах Кракова:

Форт Ласувка - охрана полевого аэродрома
Линия обороны - Твердзь Краков
Форт Могила и Копец Ванды
Форт Клепаж
Tags: Краков, архитектура, форт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments